Байкал в марте: через Тажеранские степи на остров ОльхонРоссия - Иркутская область - Хужир
Байкал в марте - это лед, который меняется на солнце от кристально бесцветного к глубокому черному через синеву всех оттенков, друзы и розы тончайших колких льдинок, молочно-бирюзовые многометровые гряды остекленевших наплесков на скалах, запечатанные во льду брызги воздуха, многомерные многозначные рисунки из трещин под ногами, вкусная холодная вода в незамерзающих расколах.
Автор: Админ
Еще особый звук, похожий на биение сердца, когда Байкал вздыхает. И это не фигура речи, а самый настоящий глухой удар откуда-то издалека, из глубины, который чувствуешь всем телом, и инстинктивно замираешь от страха и восторга одновременно. Глядя на фотографии, уже не верю, что все это видела, и все чувствовала. Надеюсь, понятно, почему мы решили ехать на Ольхон не летом, а весной? От Иркутска до Хужира, центрального поселка на острове Ольхон - 293 км. Почти без пробок выехали из города на Качугский тракт, по нему мимо реки Куды и деревни Зады через посёлки Оёк (здесь шесть ссылочных лет провел декабрист Трубецкой), Усть-Ордынский, Баяндай, Косая Степь, Еланцы примерно за 5 часов с несколькими техническими остановками добрались до ледовой переправы в районе Куркутского залива. Дорога, уходящая за горизонт.
Автор: Админ
За эти часы заснеженные сибирские просторы сменились пейзажами Тажеранской степи - выжженная солнцем трава, рыжая земля, камни, много света и воздуха.
Автор: Админ
Примечательное место, где стоит сделать остановку - группа Тажеранских озер, мимо которых идет асфальтированное шоссе.
Автор: Админ
Тажераны достойны отдельного полноценного маршрута. Кроме минеральных озер, в степи находится скопление природных памятников - шаманских святынь и древние пещеры, на стенах которых сохранились наскальные рисунки. Согласно шаманской традиции, у дорог, на перевалах, где заканчивается трудный участок пути устанавливают сэргэ (коновязь) - ритуальный столб, символизирующий "древо жизни". На верхушке столба вырезают три кольцевых канавки: верхняя для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира.
Автор: Админ
И буддисты, и шаманисты обвязывают сэргэ цветными лентами - хадак. Цвет лент имеет значение: белый хадак - символ воды, изначальной чистоты, доброты, чистых помыслов, ясной мудрости бодхисаттвы, а также благих деяний и щедрости; синий хадак - символ неба, гармонии, согласия и спокойствия; желтый хадак - символ огня, солнца, плодородия, умножения, богатства, а для буддистов еще и символ процветания Учения Будды; красный хадак - символ металла, означает сохранность и безопасность, притягивает все благие качества и защиты; зелёный хадак - символ земли, благой активности и устранения любых препятствий.
Автор: Админ
Иногда, рядом с коновязью помещают деревянную фигуру коня и ритуальную чашу чорон. Все, кто останавливается в таких местах, делают жертвоприношение духу, хозяину места - окропляют землю тарасуном (молочной водкой), молоком или любо "белой пищей", оставляют желтые монеты, сладости.
Автор: Админ
Для духов местности строят обо (или туры) - каменные горки разных размеров. Считается, что сложив обо, ты сможешь заслужить покровительство духов. Изначально, культ обо был связан с шаманизмом, но со временем был включен и в буддийскую обрядность.
Автор: Админ
В 2013 году в степи установили современный тотем - памятник орлу. В шаманизме культ орла - один из самых древних, особенно почитаемый у ольхонских, кудинских и верхоленских бурят. Согласно легенде, прародитель всех шаманов спустился на остров Ольхон в образе орла. В том же году на смотровой площадке с обзором на пролив Малое море установили еще один памятник - забайкальскому бродяге.
Автор: Админ
Официальная ледовая переправа с материка на Ольхон - это полноценная дорога, на которой вморожены два ряда вешек и дорожных знаков для обозначения двухрядного движения в противоположных направлениях, чтобы развести встречные машины на скользком льду. Толщину льда здесь систематически проверяют, расчищают образующиеся торосы и надувы снега. Фото переправы Обычно лед на Байкале, по которому безопасно перемещаться на машине, устанавливается в январе и держится до середины марта. В марте с машин переходят на хивусы - катера на воздушной подушке, а потом через проливы Малое море и Ольхонские ворота до острова можно добраться на пароме из поселка Сахюрта (Маломорская рыбная станция). По рассказам местных, летом очереди на паром выстраиваются на часы. На льду никаких очередей не возникает, и в этом еще одна прелесть мартовских байкальских путешествий. Наша машина добралась до ледовой переправы в районе Куркутского залива, где мы впервые вышли на байкальский лед. И до сих пор не можем поверить, что по этому льду можно проехать на машине. Однако пишут, что лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 тонн, а толщиной около 1 метра - груженый вагон.
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
Ехать по льду гораздо комфортнее, чем по песчаной дороге Ольхона, на которую сворачивает машина в районе мыса Тутырхей.
Автор: Админ
Автор: Админ
Еще 30-40 минут дорожной тряски, и мы в Хужире - самом крупном поселке на северо-западном побережье Байкала. Что удивляет с первого взгляда? Сосны на песке. Нет, не скажу, что увидела сходство с Куршской косой, но что-то родственное есть.
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
На языке коренных жителей острова - бурятов Ольхон означает "лесистый", "сухой". На первый взгляд звучит странно, но не здесь: центральная часть острова покрыта лесами, северная и южная оконечности - бескрайняя степь. Близость Байкала и гор создает на Ольхоне особый микроклимат - много солнца и мало осадков. И, находясь в окружении самого глубоководного пресноводного озера в мире, местные жители с большим трудом находят воду для своих огородов. Вода в поселке из артезианских скважин. В переводе с бурятского хужир значит "солончак" - местность, где почва богата солью, которую приходили слизывать дикие звери. Местные охотники хорошо знали, где расположены хужиры, и со временем, многие населённые пункты, возникшие вблизи солончаков, получили одинаковые названия: Хужир, Хужир-Нуга - "солончаковый луг", Хара-Хужир - "черный солончак", или Хужиртай - "солончаковый". Официальной датой основания улуса Хужир на Ольхоне считают 1938 год, когда здесь построили консервные цеха Мало-морского рыбзавода. Летом в цехах перерабатывали байкальского омуля, а зимой, когда улов омуля падал, на завод привозили океанскую рыбу. В 90-е ММРЗ был закрыт. От цехов и пристани мало что сохранилось.
Автор: Админ
Автор: Админ
Случайно выяснилось, что завод частично, но действующий. В сохранившемся цехе продолжают заготавливать омуля, которого здесь же и продают. Коптят рыбу вот в таких коптильнях на тлеющих опилках.
Автор: Админ
Автор: Админ
Забегая вперед, уточню, что омуля на Байкале не только коптят, но и вялят, и засаливают. Во время остановки на материке, в поселке Еланцы, нам посчастливилось попасть на "распродажу" омуля, где было из чего выбрать.
Автор: Админ
Автор: Админ
Но главная достопримечательность Хужира - знаменитый мыс Бурхан. До прихода в эти края буддизма, мыс называли Шаманский или Шаманка. Шаманка - это две скалы, соединенные перешейком. За тысячи лет вода и ветер образовали в ближней к берегу скале сквозную пещеру, через которую, зайдя с западной стороны по узкому поднимающемуся проходу можно выйти на восточную сторону. По преданию, здесь обитают самое почитаемое божество Байкала нойон Хан Гхото-баабай и его сын-орел, ставший прародителем всех шаманов. В пещере совершались жертвоприношения духам, а рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов.
Автор: Админ
Автор: Админ
После ламаизации бурят, в пещере находилась ламаистская молельня. Отсюда появившиеся на стенах изображения Будды. В записках исследователей Забайкалья, упоминается, что в начале XX века на Бурхан приезжали молиться сотни лам из 34 дацанов.
Автор: Админ
При должном старании, на юго-западной стороне Шаманки можно рассмотреть темную фигуру дракона. Его голова повернута в сторону Малого моря и Байкальского хребта, а из воды торчит хвост. Как давно проявилось изображение мифического существа на камнях точно не известно, и никаких легенд о нем пока не сложено.
Автор: Админ
Автор: Админ
В 2012 году на Бурхане установили 13 сэргэ, символизирующих 13 северных нойонов - сыновей тэнгриев, высших представителей всех сил природы. Нойнов делят на светлых и темных, однако это разделение не означает их доброе или злое начало - и светлые, и темные божества могут и помочь, и навредить людям. Между собой, согласно шаманским призываниям, нойны мирно уживаются.
Автор: Админ
В первых числах августа здесь проходит летний тайлган - шаманский обряд, на котором вызывают 13 духов. Во время обряда шаманы просят духов взять под свое покровительство жителей региона, защищать их от войн, эпидемий и других бедствий. Как оказалось, сам Бурхан тоже нуждается в защите от туристов. Теперь на мысу рядом с сэрге уложили ряд больших каменных глыб, чтобы не проезжали машины, а всю территорию обнесли забором из брёвен.
Автор: Админ
Автор: Админ
Продолжение По льду Байкала на север Ольхона к мысу Хобой Все фотографии альбома Тажеранская степь Все фотографии альбома Поселок Хужир на Ольхоне 2015-04-02
|
Реклама |